Назад к списку

Фреска. Особенности фресковой живописи.

Фреска «Народы РСФСР построили социализм» над главным входом в Павильон № 71 (Павильон РСФСР) 
художники Б.Ф.Уитц и О.Т.Павленко с бригадой.

Фресками сегодня называют любую роспись на стене или потолке. Тем не менее между фреской и просто художественной росписью есть несколько принципиальных различий. 


Фреска - одна из древнейших техник росписи. В переводе с итальянского fresco - свежий, сырой и в соответствии с названием - это роспись, выполняемая по свеженанесенному слою известковой штукатурки. 

Фресковая живопись применялась в различные эпохи в Египте, Греции, Италии, Византии. Наибольшего развития и совершенства достигла в Италии в эпоху Возрождения. 

В России образцы древнерусской фресковой живописи относятся к 11-17 векам. Классическую древнерусскую фреску можно увидеть в Пскове, Великом Новгороде и др. 

В конце 19 - начале 20 века фрески потеряли свою актуальность и все чаще заменялись мозаиками или академическими росписями. Это связано с технологическими особенностями и модой, но об этом ниже.

В первой половине 20 века уже в Советской России, был новый всплеск актуальности монументального искусства. Художники Ф.А.Бруни, В.А.Фаворский и М.С.Родионов выполнили монументальные росписи фреской в некоторых павильонах ВДНХ. Для павильона№ 71 (Павильон РСФСР) художники Б.Ф.Уитц и О.Т.Павленко выполнили фреску «Народы РСФСР построили социализм» над главным входом в Павильон.

Долговечность фрески, которая может быть практически бесконечной, зависит от соблюдения техники росписи, качества основания и условий эксплуатации. 

Фресковая живопись имеет несколько особенностей:

  • Одна из основных особенности фресковой живописи - это то, что краски наносятся исключительно на влажную штукатурку.  В этом и основная сложность работы в технике фрески, потому что правки практически невозможны и нужно рассчитывать дневную выработку.

Т.е. накануне оштукатуриваем толщиной в 10-12 мм часть стены, которая должна быть расписана. На следующий день, проверив прочность штукатурки, приступаем к росписи. Как только участок росписи закончен, приступаем к обрезке до грунта лишнего слоя штукатурки. После этого наносим состав для следующего дня. 

Из-за технологических особенностей получается одновременная работа со штукатурным составом и с красками. Какие-то испраления возможны только пока штукатурка не высохла. 

  • Благодаря химической реакции, которая происходит между краской и известковой штукатуркой создается защитный слой. Именно он позволяет фреске служить долгие годы. Но эта же реакция делает краски немного "тусклыми" и разбеленными, что не всегда в моде. Это одна из причин почему фреска стала реже использоваться в настоящее время. 

  • Из-за техники нанесения рисунок фрески как правило немного "плоскостной". В академической манере, гиперреализме фреска не выполняется.

Основываясь на опыт работы в мастерской "Триограф", можно сказать, что заказчики часто приходят с пожеланием "фрески", но как правило, под этим понимается художественная роспись, которую мы с радостью и выполняем!

Посмотреть наши росписи можно здесь